ST. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – МОСКВА

Внедорожный автомобиль Патриот, приобретённый для путешествия, был зарегистрирован в государственной инспекции. Регистрационные номера определяет компьютер случайным образом. Наш автомобиль получил номер Т829АК. «Т» можно прочитать как «Тысяча» (Tausend). Тогда получается Тысяча829. А это год путешествия Гумбольдта по России. Конечно, случайность, но какая-то странная. Надеемся, что этот номер будет счастливым для нашего путешествия.

23 августа

Директор Гёте-Института в Санкт-Петербурге д-р Гюнтер Хазенкамп, рослый и добродушный человек, устроил наш визит в Кунсткамеру, где вместе с главным хранителем фондов Натальей Павловной Копаневой мы сфотографировались на фоне огромного Готторпского глобуса.

24 августа

Поехали по окрестностям Петербурга. Франка интересовала переходная зона город-природа, а меня – Баболовская ванна. С нами поехал Михаил Друзин, сотрудник Санкт-Петербургского Института истории Российской академии наук (СПбИИ РАН). Ему интересно наше путешествие, и он помог нам с контактам в разных городах маршрута.

В городе Пушкине, в Баболовском парке находится загадочная каменная чаша. Она изготовлена из гранитного монолита, её масса оценена почти в полсотни тонн. Кто, когда и как её изготовил, зачем; откуда и как перевозил? Через несколько дней Миша сообщил, что нашёл в архиве опись документов по обустройству помещения для этой ванны. Посмотрим, удастся ли ему получить ответы на эти вопросы.

Следующий интерес – въездные знаки «Ленинград», установленные в разные годы на границах города. Франк увидел такой знак в 1989-м году, когда впервые приехал в Ленинград, а теперь он хотел сделать наше фото с автомобилем именно у такого знака. Это, как и снимок с глобусом, было бы символической инициацией нашего путешествия. Тот знак, что Франк увидел в свой первый приезд, мы не нашли. Но нашли другой, похожий, отремонтированный несколько лет назад, находящийся в Колпинском районе близ железнодорожной станции Ижора. К нему ведёт лишь пешеходная дорожка, но начальница станции, выслушав нашу историю, разрешила проехать на автомобиле. Так мы смогли сфотографироваться вместе с Патриотом возле «Ленинграда».

25 августа

День начала нашего путешествия. От Сенной площади, где Франк жил после прилёта, мы двинулись ровно на юг по городскому меридиану – Московскому проспекту, переходящему в Пулковское шоссе; свернули на Киевское шоссе, в сторону Гатчины.

Центральные дороги, а также некоторые боковые, в очень хорошем состоянии. Вдоль дорог часто встречаются припаркованные автомобили грибников. Некоторые продают добычу здесь же на обочине. В деревнях выставляют к дороге яблоки, сливы, груши, картофель, капусту и прочее. На крупных трассах торговцы устроили стеллажи, на которых банки с мёдом, сушёными и консервированными грибами, морошкой, брусникой и прочими болотными да лесными ягодами.

От Луги в сторону Великого Новгорода ведёт дорога, проложенная через леса; некоторые её участки совершенно прямые на протяжении многих и многих километров. Не доезжая до Великого Новгорода, свернули на боковую дорогу, ведущую к огромному озеру Ильмень. Его площадь чуть менее тысячи квадратных километров. Через приильменские опрятные деревушки с покрашенными домами и ровными заборами проходит дорога со свежеуложенным асфальтом. Несмотря на конец августа, ещё довольно много цветов. В селениях много старых ив, кроны которых образуют красивые купы, таинственные в вечернем сумраке.

Заночевали на берегу Ильменя близ деревни Курицко, дорогу указали местные жители. Кроме нас на берегу были люди на автомобиле, остановившиеся на ночёвку; от них мы отъехали полкилометра. Больше никого.

Всю ночь с озера дул ветер, сильными, но мягкими порывами качавший тяжёлую машину с установленной на крыше палаткой как детскую люльку.

Озёрный берег в этом месте пологий, песчаный, кое-где заиленный. Большей частью девственный, не тронутый ни шинами, ни копытами. Покрыт сплошной муравой, гибкий покров которой гладит ветер. На мелководье много колоний улиток. На суше их старые раковины хрустят под ногами даже далеко от уреза. Вода в озере чистая, с пенной полосой вдоль самой кромки. С прилежащих земель сочится накопленная дождевая влага, собираясь в небольшие ручьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *