26 августа
Вдоль дороги, огибающей Ильмень, есть маленькая деревня Липицы. Достопримечательность одна – это могила, где покоятся жители, погибшие в 1941 г. На ней бетонная скульптура солдата. «Здесь лежат наши отцы, которых мы так никогда и не увидели», – сказала мне Любовь Алексеевна Горбачёва. Ей было два года, когда немцы забрали маму и дедушку на принудительные работы. Маленькую Любу мама взяла с собой. Везли в Норвегию через Литву, там дедушка умер. А их отправили дальше, к месту назначения, откуда вернулись лишь в 45-м.
От Липиц до Великого Новгорода полчаса езды. Заранее договорились о встречах с госчиновниками для съёмки портретов.
Напряжённый день исчерпал силы. Заночевали недалеко от Новгорода, на берегу канала, у эллингов. Возле старых толстых ив было влажно, но безветренно и тихо. Лишь беспокойная собака полаивала где-то в темноте.
27 августа
Выехали на автодорогу М10. Впереди городок Валдай. Валдай не Алтай, правда, расположен на возвышенности, и горки небольшие есть. На одной из них, Поповой горе, считавшейся в то время самой высокой точкой, побывал Гумбольдт.
Было пасмурно. Водяная мелочь то крапала с неба, то переставала.
Куда-то исчезла жизненная сила, наполнявшая город ещё лет тридцать назад. В Валдае много пустых домов, деревянных, каменных, разного времени. На нашем недлинном пути попалось пяток зданий сгоревших.
Видны ростки экономической жизни, но не буйная растительность.
Местные власти хотят сделать Валдай и окрестности туристическим местом. Создали национальный парк, появляется инфраструктура. В центре города ведутся ремонтные и строительные работы. Будет красиво. А пока в Валдае естественно и интересно.
Город каналов, Вышний Волочёк, подарил новое слово. «Мужчин» — обратилась ко мне молодая простоватая мама, у которой я спросил, как проехать к самому красивому каналу. Заночевали недалеко от Вышнего Волочка, на берегу Тверцы, там, где лес уступил владения реке.
28 августа
В Торжок приехали солнечным утром. Тверца сотворила в этом месте замысловатое 3D-основание, на которое и лёг город. Не замечая окраину, устремились к центру, где каждый поворот открывал всё новые украшения. Захотелось связать слова «Торжок» и «торжество». Через старинные улочки скатились к мосту через Тверцу. Здесь украшенное белыми зданиями природное основание города явилось и раскрылось наиболее явно.
Час неспешного движения – и перед нами Тверь, большой город, тоже с белым центром, лежащий на берегах Волги и Тверцы.
В окрестностях Твери много дачных поселений, так что в субботний день леса оказались наполненными людьми и автомобилями.
селе Ярополец на реке Ламе, недалеко от Волоколамска, подъехали к плотине старой электростанции. Плотина полукруглая и очень красива с высоты. Десятка полтора человек, преимущественно московские дачники, приехали посмотреть на падающую воду. В небе жужжал квадрокоптер.
Недалеко посёлок Кашино, где в 1920 г. была построена первая в России сельская электростанция. На её открытии приехал Ленин, который помог строительству деньгами. После прекращения эксплуатации станция была музеефицирована. Был в посёлке и музей Ильича. Сейчас и то, и другое в непонятном состоянии. Мы заглянули в заколоченное окно деревянного здания электростанции, в котором в полутьме спрятана старинная дизельная установка.
Остановились на берегу Рузы в Шаховском районе. День сам собою оказался связанным с реками.
29. августа
Утром выдвинулись в сторону Москвы. Через полчаса руль стал каменным. Приводной ремень порезало на тонкие полоски. С трудом нашли работающий автосервис, и вызвали эвакуатор, который повёз нас с Патриотом в посёлок Лотошино. Мастер поменял ремень, но, как выяснилось позже, не устранил причину.
Проехали по посёлку. У одного перекрёстка на высоком гранитном основании стоит мужской бюст. Безымянный и узнаваемый с трудом по вихрам, а не по лицу. Две девушки по восемнадцать лет сидят рядом на качелях.
— Это Ленин, — сказали они.
— Но Ленин был лысым!
Девушки стали искать в смартфонах.
— Не надо, не ищите. Можно не знать Кирова, но как можно не знать Ленина?! Путь лежал к Москве. Через 80 км начало снова резать ремень. На небольшой скорости добрались до Новопетровского, где в позднем автосервисе с мастером Русланом договорились о завтрашнем ремонте.
Заночевали здесь же, в промзоне, недалеко от рижского шоссе. До утра грохотала железная дорога и выли моторы на шоссе.
30 августа
С раннего утра шёл несильный, но затяжной дождь. Глинистая площадка, на которой поставили машину, раскисла. Неторопливый ремонт с устранением причины занял более пяти часов. К концу рабочего дня отправились к месту ночёвки в подмосковной Балашихе.
31 августа
Посетили типичный район-новостройку вблизи МКАДа, с коммерческим названием «Новое Измайлово». К Измайлову, району Москвы, балашихинская новостройка не относится, но название позволяет продать квартиры дороже.
Место антигуманное. Стоящие близко друг к другу двадцатипятиэтажные дома. Входы в эти дома похожи на летки пчелиных ульев, сверху метровые цифры с номером подъезда. Дворы-колодцы плотно заставлены автомобилями плотно даже днём. Автостоянки занимают большую часть дворов. Много асфальта и мало травы. Деревца возрастом в пару лет. Здесь же мусорные контейнеры, которые сильно пахнут в жаркий день. Возле них снуют гастарбайтеры из Средней Азии и мусоровозные автомобили. Оставшееся место отдано детским площадкам с тренажёрами и игрушками из металла и яркой цветной пластмассы. Магазинчики и фирмочки на первых этажах высоток: пекарня, страховая контора, аптеки, ремонт техники, продуктовые магазинчики (если не хочется идти полкилометра до супермаркета, то у подъезда есть минимаркет). Там, где дома расступаются чуть дальше друг от друга, вставлен ТРЦ (торгово-развлекательный центр).
Здесь же декретные мамы вывозят в колясках своих малышей на воздушные прогулки. Дети постарше забавляются на игровых площадках. Гуляют жители с собаками. Можно найти многие атрибуты человеческой жизни, но всё очень коммунально, очень уплотнённо, как частицы внутри нейтронной звёзды.
Почти полдень, людей немного. Основное население высоток покинуло место ночёвки и начало трудовой день (в столице). Вечером поток возвращенцев на личном транспорте зальёт дворы-колодцы и окрестности. Затем ужин, сон, а далее новый день, отличающийся от других лишь погодой.
Некоторые здесь жильё снимают, но многие купили, сознательно, вкладываясь ещё на этапе строительства, и сами живут здесь. Мотив – близость к Москве.
Далее от Нового Измайлова проехали по той части Балашихи, что граничит с Реутовым, и где улицы называются Линиями:1-я, 2-я, 3-я, …, 13-я, … Это частные владения с разнообразной застройкой разных лет, окружённой заборами. Паноптикум, музей, жильё со своими проблемами, но совсем другого характера, нежели только что увиденные человейники. День начался в Балашихе, в ней же и закончился.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – МОСКВА II: 1 комментарий